Пятница, 19.04.2024, 09:59
Приветствую Вас Гость | RSS

      Классный сайт для учителей, учеников и их родителей.

Меню сайта
Живой календарь
Праздники России
Праздники России
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документы

Главная » Файлы » Основы возрастной психологии » Основы возрастной психологии

Вопрос 1. Основы возрастной психологии
13.05.2020, 17:30

     

Этапы формирования личности ребенка в процессе индивидуального развития. Соотношение средовых и наследственных факторов в формировании личности. Движущие силы психического развития.

   Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.       

     На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано

   Периоды развития детей по Л.С. Выготскому:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год);

— кризис одного года;

— раннее детство (1 — 3 года);

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет);

— кризис семи лет;

— школьный возраст (8—12 лет);

— кризис 13 лет;

— пубертатный возраст (14—17 лет);

— кризис 17 лет.

Периоды развития детей по Д.Б. Эльконину:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;

— кризис одного года;

— ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;

— кризис семи лет;

— младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;

— кризис 11 — 12 лет;

— подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;

— кризис 15 лет.

Соотношение средовых и наследственных факторов в формировании личности. Л.С. Выготский утверждал, что необходимо не «биологическое» понимание развития высших психических функций человека. Он указывал на важность социальной среды для развития ребенка и стремился выявить конкретный механизм её влияния на развитие ребенка.

Личностные качества приобретаются в процессе развития. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами.

    Происходит он:

во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,

во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.

     Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.     

    Движущие силы психического развития человека – это противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.

К таким противоречиям относятся:

противоречия между новыми возникающими у ребенка познавательными потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности полностью удовлетворить эти потребности;

противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений с людьми и видами деятельности;

между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых.

     Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается

Категория: Основы возрастной психологии | Добавил: igla | Теги: Школа, движущие силы психического развития, психология, этапы формирования личности
Просмотров: 3060 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/2
Поиск
Вход на сайт
ПОДЕЛИТЬСЯ
мы в контакте
Афоризмы

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz