Психические познавательные процессы у детей младшего школьного возраста и их показатели.
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится начальным этапом младшего школьного возраста (6 - 7 – 10 -11 лет).
Младший школьный возраст — крайне важный ответственейший период школьного детства, от него зависит уровень интеллектуального развития и личности, мотивация к обучению и умение учиться, уверенность в своих силах.
Важнейшее значение имеет выделение специфического типа отношений со взрослым, которые обусловлены новыми задачами («ребенок — взрослый — задача»).
Планомерно на протяжении младшего школьного возраста обучающийся открывает и осваивает ситуацию общественного равенства перед законами наук. Новое положение ребенка в социуме, позиция обучающегося характеризуется тем, что у него появляется обязательная, социально значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за допускаемые нарушение.
Компоненты психологической готовности к школьному обучению:
1. Личностная готовность.
— Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов.
— «Внутренняя позиция обучающегося» как показатель его готовности к обучению в школе
— Развитие произвольных познавательных процессов: произвольного внимания, произвольной памяти, формирование умений действовать по образцу, по правилам, по принятому плану действий.
2. Интеллектуальная готовность.
— Ориентировка в окружающем, запас знаний.
— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. - Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.
— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
3. Двигательная готовность обучающегося.
— Мелкая моторика рук при письме.
— Крупные движения (рук, ног, всего тела).
4. Уровень развития предпосылок к организации учебной деятельности:
— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания педагогов,
— самостоятельно действовать по полученному заданию,
— ориентироваться на систему условий в задачах, преодолевая отвлечение на побочные стимулы и факторы.
|