.
.
.
.
.
.
.
Вопрос 6. Основы возрастной психологии
Общая психологическая характеристика ученика младшего школьного возраста. Переход от игровой к учебной деятельности, как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста.
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится начальным этапом младшего школьного возраста (6 - 7 – 10 -11 лет).
Младший школьный возраст — крайне важный ответственейший период школьного детства, изменяется социальная ситуации, развитие заключается в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга социальных контактов. Важнейшее значение имеет выделение специфического типа отношений со взрослым, которые обусловлены новыми задачами («ребенок — взрослый — задача»).
Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет.
Основные признаки кризиса 7 лет:
1) потеря непосредственности,
2) манерничание,
3) симптом «горькой конфеты»: появляются симптомы конформности, что является условием обучаемости.
Течения кризиса 7 лет зависит от готовности ребёнка к обучению в школе.
Д.Б. Эльконин говорил, что от того, когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса.
Если ребенок придет в школу в 7,3–8 лет, то ему придется пройти через следующие фазы.
• Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план.
• Критическая фаза. Так как ребенок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением,
Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.
У детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года), отмечаются следующие фазы.
- Докритическая фаза. Ребенка больше занимает не учеба, а игра,
- Критическая фаза. Ребёнок продолжает играть и на уроке, и дома,
- Посткритическая фаза. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность.
Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладение видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.
Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях.
Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже на середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования, представленные пока в самой простой форме — интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг.
Широкие социальные мотивы развиваются от общего дифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными.
Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить одобрение учителя.
Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя. Удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняя действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности, у младшего школьника можно закладывать умения соотнесения цели своим возможностям.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективности организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игровая деятельность преобладает на всех уроках в начальной школе и формируют познавательный интерес к уроку.
.
.
.
.
.
.
.
.
|